- Информация о материале
- Категория: Программы
Учебная практика (пленэр) является частью процесса обучения в детских художественных школах. На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Во время пленэра учащиеся также собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. Тематика данной программы основана на изучении природы родного города, архитектурных памятников и стиля. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т.п. При этом, длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку. Содержание заданий пленэра направлено на развитие у учащихся самостоятельного творческого решения поставленных задач.
Во время прохождения практики учащиеся закрепляют и развивают навыки живописной и графической техник, композиционного решения задания, полученные на аудиторных занятиях, выполняя на пленэре этюды и зарисовки с натуры. Преподаватель практики оказывает организационную помощь и проводит консультации при выполнении программы практики.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Преподаватель может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать преподавателя, а в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.
Актуальность курса определяется тем, чтобы показать учащимся, что пленэры являются неотъемлемой частью создания работ, с их помощью учащиеся лучше воспринимают и в дальнейшем распознают цветовые гаммы красок. Делая работы по архитектуре, природе и стилю родного города, положительно сказывается на формировании любви к городу, культурного и эстетического развития учащихся.
Предлагаемый курс должен:
- вызвать у учащихся интерес к самостоятельной работе на пленэрах;
- вызывать интерес к стилю и природе города;
- дать толчок для развития творческого потенциала учащихся;
- помочь развитию пространственного мышления.
По завершению курса учащиеся должны знать:
- общие понятия о перспективе;
- роль законов композиции в пейзаже.
По завершению курса учащиеся должны уметь:
- правильно работать в изученных техниках;
- пользоваться основными инструментами и материалами художника;
- выполнять рисунки в соответствии с требованиями живописи и графики;
- выбирать оптимальную точку положения, для выполнения рисунка;
Место и время проведения учебно-творческой практики (пленэр)
Местом проведения учебно-творческой практики «Пленэр» являются окрестности города. Во время прохождения практики учащиеся выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски.
Виды деятельности учащихся в период учебно-творческой практики «Пленэр»
- согласование организационных моментов по проведению пленэрных мероприятий: ознакомление с перечнем заданий пленэрной практики, требованиями к оформлению просмотра;
- выполнение заданий практики.
В программе соблюдается последовательность заданий от простых (зарисовки и этюды растений, отдельно стоящих деревьев, не сложных построек, краткосрочных этюдов на состояние и т.д.) к сложным (изображения общих тонально-цветовых состояний пейзажа в течение дня и в разную погоду, этюдам фигуры человека в природной среде, композиционно-тематическим заданиям по мотивам окружающей действительности).
Все работы выполняются, как правило, простым карандашом и акварельными красками на качественной бумаге. В зависимости от уровня развития способностей, профессионального опыта и индивидуальных наклонностей учащимся в дальнейшем возможно выполнение заданий и другими графическими материалами.
Срок реализации учебного предмета
Пленэрная практика проводится в летнее время (одна неделя в июне) с 2-4 классы и рассредоточено в различные периоды учебного года (выпускной-5 класс) Продолжительность практики по 1 недели в каждом классе (28 часов), всего –112 часов. С дополнительным годом обучения – 140 часов.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Объем времени - 28 часов.
- Информация о материале
- Категория: Программы
В учебно-воспитательной работе с учащимися ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания учащихся произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по прикладной композиции включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
- Информация о материале
- Категория: Программы
История изобразительного искусства входит в цикл обязательных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность "по законам красоты".
Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода, истории искусства Китая, Индии, Америки.
Одна из основных задач курса - постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отражающих идеалы своего времени.
Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих питомцев. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.
- Цели учебного предмета:
гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
- Задачи учебного предмета:
- формирование знаний об основных этапах развития изобразительного искусства;
- приобретение умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;
- приобретение первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
- Информация о материале
- Категория: Программы
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учётом федерально государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Построение программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребёнка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусств с окружающим миром, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Своей основной задачей программа обучения нацелена на формирование у детей эстетического чувства на основе развития эмоциональной отзывчивости.
Темы бесед программы продуманы с учётом возрастных возможностей обучающихся детей данного возраста. Урок должен быть выстроен разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром видеосюжетов, слайдов, репродукций, обсуждением произведений искусства, заданиями на развитие творческой активности и любознательности, посещением выставок в музеях, практической работой.
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 2 года.
Цель учебного предмета
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса, побуждения интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи учебного предмета
- Развитие навыков восприятия искусства.
- Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, знать средства выразительности, а так же уметь соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
- Формирование навыков восприятия художественного образа
- Знакомство с выразительными средствами и особенностями языка различных видов искусства.
- Обучение специальной терминологии искусства.
- Формирование первичных навыков анализа произведения искусства.
- Информация о материале
- Категория: Программы
Скульптура – вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление, поэтому предмет «Скульптура» должен способствовать развитию у учащихся трехмерного восприятия объёмной формы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство.
Слово скульптура (лат) обозначает высекание, резьбу из твердых материалов или, иначе, ваяние, т.к. исторически сложившимися материалами для скульптора были: камень и дерево.
Глина, с которой работают учащиеся нашей школы, мягкий природный материал и тяготеет к пластическому решению образов, создаваемых из нее.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Создать условия для формирования у обучающегося основ целостного художественно-эстетического представления о мире, частью которого он является и выявить наиболее одаренных детей в этом виде искусства.
Задачи:
- Научить видеть красоту окружающего мира и показать взаимосвязь природы и быта человека (форма, пропорции, силуэт – природных форм и стилизация этих форм в народном искусстве, назначение их в быту).
- Дать представление об особенностях и своеобразии отдельных промыслов народов России. Познакомить с приемами стилизации и способами декорирования, используемыми, как народными мастерами, так и современными художниками – керамистами.
- Помочь учащимся освоить основные навыки техники лепки (лепка обеими руками из целого куска, проверочный отход от выполняемой работы, круговой обзор, ведение работы от общего к частному с последующим обобщением).
- Приучить последовательно вести работу над композицией: выбрать из темы – сюжет. Выполнить зарисовки по представлению, наброски с натуры, эскиз на бумаге или в материале и выбрать только те, что пластически наиболее интересно раскрывают идею.
- Развить наблюдательность, зрительную память, воображение, пространственное мышление.