Среди дисциплин, составляющих цикл академического художественного образования, станковой композиции принадлежит особое место. Композиция - это, прежде всего, сочинение и организация его изображения на картинной плоскости. Поэтому критерий композиции вводится при анализе любого вида работ на всех этапах обучения основам изобразительного искусства.
Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно – тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определённого замысла.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учётом особенностей их пространственного мышления. Учебный предмет станковая композиция тесно взаимосвязан с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой из этих программ присутствует взаимопроникающие элементы; в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объёмов, грамотного владения тоном и цветом.
Образовательные задачи учебного предмета:
усвоение профессиональной терминологии и представление о таких понятиях, как:
- картинная плоскость;
- масштаб изображения;
- формат и ритм на плоскости, как основа композиционного построения;
- пятно, силуэт, линия, интервал;
- тональное и цветовое решение;
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства
- выработка навыка вести работу в правильной последовательности;
- изучение основных типов композиционных построений;
- умение профессионально собирать материал.
Развивающие задачи:
- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
- развитие зрительной памяти, наблюдательности, ассоциативного и образного мышления, фантазии при выполнении нескольких вариантов эскизов композиции;
- развитие навыков и умений применения полученных знаний в области композиционных решений, тональных и цветовых разработок эскизов;
- развитие навыков самостоятельной работы с подготовительными материалами;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности.
Воспитательные задачи
Заключаются в формировании гражданской позиции, товарищества, личной ответственности, в гуманном отношении к окружающим, в развитии художественного вкуса и уважения к литературе и чтению.
Основным видом аудиторных учебных занятий является смешанный вид. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
Данная программа должна послужить базой и крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Для реализации творческого замысла существует ряд способов, которым нужно научить будущего художника. Начиная с раннего этапа обучения, ученики должны выполнять большое количество композиционных заданий и работ.